Наведение порядка на территории памятного знака сожжённым жителям д. Лозки в предверии Дня Победы и 74 годовщины победы в Великой Отечественной Войне.

Тяжёлую память оставила нам о себе Великая Отечественная война, послевоенная разруха. Память о погибших хранилась в сердцах их родных и близких. Не все могли поехать поклониться своим близким на их могилах, но каждый хотел, чтобы в его городе, селе, деревне было место, куда он мог бы принести цветы, отогреться душой и сердцем. Чтобы увековечить эту память, по всей стране возведены памятники погибшим солдатам и жертвам фашизма.
Память о событиях Великой Отечественной войны воплощена в различных формах в литературе, кинематографе, музыкальных произведениях, изобразительном искусстве, музеях и тематических экспозициях. Особая роль в процессе увековечения принадлежит памятникам и монументам, которые являются основной формой материального воплощения памяти о Великой Отечественной войне.
Памятники истории… Они немые свидетели истории, символы её славных страниц. Вышеперечисленные обстоятельства обуславливают значимость и необходимость сохранения памяти о событиях и погибших в годы Великой Отечественной войны.
Один из таких мемориальных комплексов расположен в в д.Лозки Наховского сельского Совета Калинковичского района он хранит в себе память о трагических событиях 1942 года.
22 июля 1942 года оккупанты согнали жителей деревни в 3 дома, подожгли, а тех, кто убегал, — расстреливали. Было заживо сожжено 476 человек (похоронены в могиле жертв фашизма). В дома были загнаны и сожжены, как и взрослые, так и дети, и старики.
Причина акта террора — пущенный под откос поезд за неделю до этого. Поезд был пущен ближе к станции Голевицы, но по некоторым данным, староста Голевиц откупился.
Вот, что описано о тех событиях в сборнике документов и материалов «Хатынские Деревья жизни».
— Сначала Лозки обстреляли из бронепоезда. Потом объявили о собрании и стали выгонять из домов всех жителей вместе с детьми. Отделили мужчин и подростков – более 50 человек. Их позже вывезли в урочище Рубаники под Василевичами и расстреляли, а остальных жителей куда-то погнали. Когда они шли по деревне, подруги между собой решили, что вряд ли их гонят на собрание (очень уж злые немцы и полицаи – всех подгоняют прикладами), и девчата решили сбежать. Когда проходили близко к огородам, они бросились в разоры между картошкой. Картофельная ботва в то время была уже большая, и они спрятались между кустами. Их бегства враги не заметили. Получше замаскировавшись, девушки из своего укрытия видели, как всех жителей деревни загнали в дома Сергея Малащенко, Ермолая Малащенко и Григория Жерело. Заколотили двери, облили дома бензином и подожгли.
От увиденного – ведь в домах заживо горели семьи девчат, от дикого крика женщин, детей, стариков, который слился в жуткий вой, — они думали, что сойдут с ума.
Они видели, как, сбивая огонь с одежды, из горящего дома выскочил и побежал Павел Иванович Малащенко. Только подумали «повезло, будет жить», как полицаи поймали его и, раскачав, держа за руки и ноги, снова бросили в огонь. Сгорела и вся его семья: жена и пятеро детей.
Видели девушки, как в свой горящий дом буквально влетела Екатерина Жерело. Оставив дома троих малолетних детей, она со старшим сыном Иваном с утра работала в поле. Узнав, что в деревне лютуют каратели, Екатерина помчалась домой к своим малышам. В следующую минуту рухнула крыша.
А в осиротевшей деревне уже вовсю хозяйничали оккупанты. Они грабили дома. Первыми заходили немцы. Они выносили все, что им понравилось (шапки, платки, вышитые рушники, посуду), и складывали в машину. За ними оставшееся в домах подбирали полицаи. Последними к каждому дому подходили факельщики. Они обливали дома бензином и поджигали.
22 июля 1942 года деревня Лозки погибла в огне, исчезнув с лица земли.
Кроме двух девушек уцелел и один мальчик из семьи Малащенко. Ему удалось бежать из той группы, которую вели на расстрел. После освобождения Беларуси он вернулся в Лозки и на месте сожженного дома поставил новый. Точно так же поступили и вернувшиеся с фронта и эвакуации другие лозковцы. А на месте домов, сожженных с людьми, никто не строился. Остались три холмика, между которыми позже появился памятник – скорбящая женщина в черном платке.
В связи с наступлением 74-й годовщины победы в Великой Отечественной войне отдавая дань памяти и уважения жертвам фашизма руководством РУП «Гомельское агентство по государственной регистрации и земельному кадастру» принято решение о наведении порядка на территории памятного знака, в д. Лозки. Учитывая территориальность расположения, комплекс работ был выполнен специалистами Мозырского филиала агентства.

Никто не должен забывать подвиг своего народа, победу в Великой Отечественной войне и о тех жертвах, которые принесла война. Память об этом должна жить в веках.

Для обеспечения удобства пользователей сайта используются cookies.
Принять
Отказаться