Депутаты на заседании второй сессии Палаты представителей Национального собрания Беларуси восьмого созыва приняли во втором чтении законопроект «Об изменении законов по вопросам государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним», передает корреспондент БЕЛТА.
Проект закона внесен в Палату представителей Советом Министров 27 декабря 2023 года и принят в первом чтении 28 июня 2024 года. Целью его подготовки является обеспечение дальнейшего развития, оптимизации и повышения эффективности системы государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним посредством совершенствования действующего нормативного регулирования соответствующей сферы общественных отношений, в том числе с учетом национальной и зарубежной правоприменительной практики.
Проектом предусматривается изложение в новой редакции закона «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним», внесение точечных корректировок в Кодекс о земле и законы «О нотариате и нотариальной деятельности», «Об основах административных процедур», «Об изменении кодексов».
В частности, до 1 января 2028 года продлевается установленная законом «Об изменении кодексов» и истекающая в 2025 году возможность реализации права заинтересованных лиц на легализацию фактов самовольного занятия земельных участков (их частей), фактов нецелевого использования земельных участков либо фактов предоставления земельных участков с нарушением установленного порядка (при обязательном соблюдении при этом совокупности ранее установленных законодателем условий возможности такой легализации). Вводится экстерриториальность государственной регистрации (за госрегистрацией недвижимости заявитель сможет обратиться в любое агентство независимо от места нахождения недвижимости без дополнительной оплаты за такую опцию).
Закрепляется общее правило об обязательности государственной регистрации недвижимого имущества, прав, ограничений (обременений) прав на него и сделок с ним в целях обеспечения принципа достоверности, актуальности и целостности единого регистра недвижимого имущества. При этом устанавливается срок для исполнения такой обязанности не более шести месяцев с момента наступления события или совершения действия, с которыми законодательство связывает наличие оснований для госрегистрации (с возможностью установления иными законодательными актами специальных, более длительных или сокращенных, сроков). В проекте особо оговаривается, что государственная регистрация недвижимого имущества, прав, ограничений (обременений) прав на него и сделок с ним на основании «старых документов», т.е. выданных до вступления в силу соответствующего положения закона, осуществляется до 1 января 2031 года.
Предусматривается возможность удостоверения договора двумя или более регистраторами одной либо разных территориальных организаций по госрегистрации, что позволит осуществить соответствующую процедуру в согласованные единый день и единое время у разных регистраторов в режиме видеоконференцсвязи без совместного очного присутствия сторон сделки. Устанавливается обязательность внесения в регистр недвижимости сведений о совместной собственности супругов (бывших супругов) при государственной регистрации возникновения или перехода права собственности на объект недвижимого имущества, подлежащий отнесению в соответствии с законодательными актами к совместной собственности.
Устанавливается обязанность внесения в регистр недвижимости сведений о наличии рассматриваемого в установленном порядке земельного спора в отношении земельных участков на основании информации, поступающей из местных исполнительных комитетов и (или) судов (что позволит минимизировать случаи заключения сделок с земельными участками, являющимися предметами неразрешенных споров). Впервые закрепляется правило о том, что в случае признания недействительной (установления факта ничтожности) сделки с недвижимым имуществом недействительной является также (автоматически) государственная регистрация такой сделки и основанных на ней прав, ограничений (обременений) прав (т.е. после оспаривания в суде сделки не будет требоваться оспаривания госрегистрации сделки и основанных на ней прав, что сократит временные и материальные затраты заинтересованных лиц и в определенной части снизит нагрузку на суды).
Существенно оптимизируется порядок взаимодействия между нотариусами и регистраторами. В частности, устанавливается, что уже в момент начала удостоверения нотариусом документа, являющегося основанием для государственной регистрации сделки с недвижимым имуществом, нотариус через специальный электронный сервис будет направлять соответствующее сообщение в организацию по госрегистрации, на основании которого в регистре недвижимости автоматически будет проставлена отметка, препятствующая другому нотариусу или регистратору осуществлять параллельные удостоверительные действия с этим же объектом недвижимости.
Госрегистрация недвижимого имущества, прав, ограничений (обременений) прав на него и сделок с ним, а равно внесение исправлений в регистр недвижимости, осуществляемые на основании документов, выданных или удостоверенных нотариусом и направленных им в организацию по госрегистрации, выводится из категории административных процедур (такая регистрация будет осуществляться без заявления заинтересованных лиц, только на основании электронных копий нотариальных актов и соответствующего уведомления нотариуса, направляемых в обязательном порядке регистратору в день совершения нотариального действия), что снимет с заявителей обязанность по самостоятельной подаче заявления о госрегистрации без возложения при этом на них обязанности по оплате такой услуги нотариуса. Прием направленных нотариусом документов и направление сведений о размере платы за осуществление госрегистрации будут осуществляться регистратором в течение одного часа со времени поступления таких документов в систему.
При принятии решения о совершении регистрационных действий на основании направленных нотариусом документов регистратор не выясняет, истребованы ли нотариусом согласия лиц (разрешения органов), отказы лиц, если такие согласия (разрешения), отказы в соответствии с законодательством необходимы для совершения сделки, не выясняет иные обстоятельства, имевшие значение для нотариального удостоверения сделки, что направлено на недопущение дублирования функций нотариуса и регистратора. В день осуществления госрегистрации регистратор направляет нотариусу свидетельство (удостоверение) о государственной регистрации, составленное по общему правилу в виде электронного документа, для передачи (направления) его правообладателю, кандидату в правообладатели. При этом удостоверенная нотариусом или регистратором форма внешнего представления такого электронного документа получит равную юридическую силу с оригиналом. Эффект такого взаимодействия — снижение количества заинтересованных лиц, не обратившихся за регистрацией недвижимого имущества после совершения нотариальных действий; повышение удобства для заявителей за счет исключения необходимости самостоятельно обращаться в организации по регистрации; максимальное обеспечение полноты и достоверности регистра недвижимости; корректное определение плательщика имущественных налогов.